Каталог статей

Приветствую Вас, Гость · RSS 18.04.2024, 09:56

Главная » Статьи » Путешествия в поисках снега » Поездки за снегом

Ле Дез Альп возвращение - январь 2012
          В памяти осталось: мартовское катание, яркое солнце и печально зелено-коричневые склоны нижней части…
А тут совершенно другая картина:
      Море снега: начиная от Гренобля. Сугробы в Веноске, машины с полуметровыми снежными шапками на крыше едут навстречу, по обочинам копаются водители, натягивая цепи. И снегопад продолжается!

- Я никогда не видела ТАКИХ белых гор.

Удивительно, но даже 1 января в 9 утра на Jandri выстроилась очередь. Свежий снег и неожиданно появившееся после нескольких дней солнышко – чудесный новогодний подарок. Наверх, наверх! На ледник! И дальше по широченным полям от верхнего бугеля до Сигнала, по нетронутым стеночкам под Сигналом, по спускам между трассами Фее…

Увы, мое удовольствие немного подпортили взятые напрокат (на тест) накануне Salomon Shogun. Женская модель длиной 184 см. Длинные и до отвращения мягкие лыжи не слушались. Эх! Сейчас бы мои древние Atomic Powder Plus, зачем я их дома оставила? Зачем решила приобрести лыжи во Франции после тестирования?

Олег, тоже взявший протестировать Salomon Rocker, выглядел странно. Со стороны, когда он выходил на трассу (и я могла увидеть что-то кроме облака снежной пыли быстро удалявшейся от меня), выглядело, будто человек вообще кататься не умеет и едет, задавив пятки, а носки лыж, задираясь, трепещут и шлепают по снегу.

- Ерунда какая то…- после первого спуска
- Надо сдать их обратно! – после второго ….а потом:
- Потрясающие лыжи! Великолепные лыжи! Я их обязательно куплю! Настоящий фрирайд для пенсионеров. Этот рокер – это то, что нужно. Они проскакивают все надувы, неровности, бугры – и не бьют по ногам, переплывают их – ровно и комфортно. Я пошел еще тестить! И улетел в неизвестность.
 ... А я продолжила мучиться на Шуганах, рассчитывая на то, что и для меня скоро откроются их достоинства, Что проблемы не в лыжах – а во мне…

Первая неделя января слилась в какой-то фантастический мир разнообразных спусков. На трассы выходили, но редко – раскататься с утра или вернутся домой по черной Валентинке, или добраться до очередной стеночки с траверса.
- Целина, мягкие бугры или жесткие надувы (когда начался ветер)
- Туманное облако с потерей ориентации – надо быстро-быстро перемещаться в поисках выхода (благо перепад высот позволяет убежать). Голова закружилась от светящегося и плавающего серебристого тумана, и я упала. Даже не шла на лыжах, а остановилась, чтобы сориентироваться, и шлепнулась набок.
- Белая пурга и полная потеря видимости. Как хорошо идти по трассе, засыпанной на полметра свежим снегом, ощущая ее только на «языке ботинка»… через какое то время возникает чувство нереальности происходящего – ты плывешь в пустом пространстве, и лишь мутные силуэты, неожиданно возникающие из пурги, возвращают тебя на землю… Или, когда зацепишься за бугор и влетишь головой в сугроб…
А потом неожиданно проглядывает солнце – и ты быстрее с трассы на пушистое поле рядом и катишь, плывешь, летишь, глиссируешь…

- Я не могу ездить по целине так медленно, как ты! Это требует значительно больших усилий, чем ехать быстро!
- Не садись! Разгонись! Куда поехала! Корпус расслабь! Не садись! Не садись!!!

Так мечты становились реальностью. Я оказывалась под прицелом Гоу-Про, и бдительным контролем безжалостного тренера. Иногда удавалось его уговорить покататься без меня, чтобы «получить удовольствие»…
Конечно, эти мои альтруистические предложения вызваны были желанием самой хоть на время избавиться от строгого наставника и покататься так, как хочется. Поехать медленно и не очень длинными дугами, и сесть на попу, зато не бояться на скорости влепиться носками лыж в неровность…
После прошлогодней кайтовой травмы (до сих пор помню звук рвущихся связок) я стала трусливой. Даже не буду говорить – осторожной, а именно трусливой. А чтобы кататься по целине – нельзя бояться!
        Это как с глиссирующим поворотом – «надо разогнаться до предельно возможной скорости, а потом еще немного ускориться». Хороший совет? Вот и мне нелегко по целине. Т.е. если склон довольно пологий, то могу, а вот на крутом страшно!

Снегопады продолжались. Утренний вид с балкона, когда сугроб на площади вырос до размера «новоуренгойских», а припаркованные машины полностью исчезали под снежными завалами,
вызывал ощущение, что ты попал в сказку! И для меня тоже, наконец, началась сказка.

Лыжи! (именно так, с восклицательным знаком)
Мы, пробежав весь городок в поисках «других» лыж, почти отчаялись. Фри лыж было мало, а там где были, мне настойчиво предлагали модели для девочек. Все как у нормальных: талия, длина. Красивая расцветка. Но все мягкие как вареные макароны. От отчаяния договорились на доставку Лакруа (нужной длины не оказалось) – но ценник у них был запредельный.
И лишь в самом конце, перещупав кучу лыж и уже не веря в успех, мы нашли Line Prophet 98. Нет, в этом прокате, мне тоже притащили чудесные девочковые лыжи для фрирайда, но я уперлась – потребовав «мужские».
Это было открытие! Я бы посвятила свой отчет не склонам, а этим лыжам. Большая часть удачности и новизны поездки открылась для меня благодаря моим, теперь уже, Line. Не ожидая ничего особого после Шуганов, на первом же спуске на Лайнах я в восторге поняла, что это потрясающие лыжи. И более того – лыжи универсальные. (До этого вообще не верила в существование подобной возможности) Целина - без проблем лыжи всплыли. Мягкие бугры или надувы пробиваются, я их даже не замечаю. В узком месте их легко вести короткими поворотами, а если что, попрыгать между бугров или в кулуарчике на них тоже просто (благодаря их небольшому весу при хорошей жесткости)
    А вечером я вышла на домашнюю черную возвращательную трассу.
    Валентинка, наверное, самая крутая из нижних трасс. Она короче Дьябло и Супер Дьябло, но тоже довольно длинная. Верх градусов 30, когда стоишь на старте, середину не видно. К счастью видно нижнюю часть. Выглаживается ратраками, задувается ветром, и выскабливается до настоящего льда лыжебордерами к вечеру. Несколько раз видела как с верху до самого низа пролетали неудачно упавшие, и не могли остановиться-зацепиться…
     Наученная своей паудерной «фанерой» я не ждала ничего хорошего от вечернего спуска на новых лыжах. А они вдруг врезались в лед как в масло, почти без усилий с моей стороны, лучше верхних слаломных Атомиков. Трассу прошла на одном дыхании – и ! обогнала Олега. Конечно, можно уточнить, что он шел не по трассе, а по буграм рядом… Но все равно, я была горда и счастлива.
     И на следующий день попробовала приобретение большими дугами на красной Белькомбе. Я еще никогда так не разгонялась! Полный контроль лыж, вне зависимости от меняющейся поверхности, и уклона, надежность и уверенность при плохой видимости. Скорость стала совсем не страшной, только доставляла удовольствие!
     Олег сказал, что у меня наконец-то, после долгих лет стояния на одном месте, снова пошел прогресс. Но думаю, из-за новых и отличных лыж.

Остановлю восторженные описания и вернусь в Ле Дез Альп.

К 4 января снег утих и целину уже немного раскатали. А так хотелось нового снега для новых лыж! И в ночь на 5е повалило, валило весь вечер и всю ночь. (По всей Европе тогда начались проблемы).
 Счастливая, я утром вышла на балкон, обозреть окрестности. И, с удивлением, увидела огромную очередь на бугель! Оказывается только единственный бугель и работал. А карта склонов выглядела так:

В этот день завалило Тинь и Валь-Торанс. И там так и не открыли ничего. А нам опять повезло. К 11 запустили одну дальнюю креселку. Потом очень быстро открыли Крете. . А мы и без верхних зон нашли себе целину. Отличные спуски по полям-лесочкам между елочек и рододендронов срезали длинные виражи зеленой Дамуазели. Снега хватило на целый день. Склоны там не очень крутые, но мне как раз нравилось. Не страшно, быстро, и в удовольствие. Иээх!!!

На следующий день приезжали друзья. Я обещала спуститься, встретить их – чтобы пустить в наши апартаменты переодеться, бросить вещи. Дороги видимо расчистили – и они позвонили быстро. Я как раз находилась на самом верху Glacier. На бугеле поднималась на 3200. Надо было оперативно спуститься на 1600. С трасс я сходить не стала, но слалом-гигант устроила.

Я вообще очень люблю иногда оторваться от сокатальщиков и сделать полный спуск без остановок с самого верха до самого низа. Когда входишь в ритм, и идешь, словно медитируешь – лишь сердце отстукивает в такт поворотам и дыханию… Так и в этот раз. Уши заложило от быстро перепада высоты – и к ступенькам своих апартаментов, где ждали меня друзья я долетела на одном вздохе.

Хорошо, что такая возможность есть в 2альпе – пройти всю гору без подъемников, лишь немного сбавив скорость на траверсе до Крете.

Немного о трассах.
Трассы тоже важны, поэтому вернусь к ним.
Подробные описания по зонам есть в прошлогоднем отчете, а теперь небольшие зарисовки. Исключительно с моей точки зрения.
Конечно, нельзя назвать очень разнообразным трассовое катание в Ле Дез Альпе. Я не могу сказать, что оно будет комфортным для новичков и среднего класса катающихся.
  Зеленая зона одна: Крете. И там много школ и детей. Спуск в город по единственной зеленой Дамуазели, самый опасный эксперимент – длинная и очень узкая дорога, по которой идет толпа начинающих… Именно там меня и сбили единственный раз. Ничего не успела сделать, когда под ноги неожиданно свалился лыжник…
   Синие трассы ледника – широкие и простые, но в большей части сильно продуваются, что делает их не очень удобным для медленного спуска. Синие трассы Туры – длинные, «закрученные», с неожиданными поворотами и пересечениями – тоже не дадут расслабиться.
И если честно, то не так уж там много трасс. Не сравнить с 3мя долинами.
   Но есть значительные достоинства.
Во-первых – народу мало. В очередях на подъемники не стояли, за исключением 10 минут утром на первую гондолу.
Во-вторых, есть неплохие черные трассы для любителей. Прекрасно подготовленные, гладкие, жесткие, малолюдные. Одна Фее 5 чего стоит! Любите неотратраченные трассы – пожалуйста, черная Белькомбе. Или вся нижняя часть между Валентинкой и Дьябло.
 Красные трассы тоже неплохи, иногда их уклоны вполне интересны и сложны.
Совершенно пустые, очень длинные, широкие красные трассы на противоположной стороне в Белой долине.
В-третьих – есть зона Фее, куда всегда можно сбежать – если на склонах все-таки стало слишком многолюдно по дезальповским меркам.

Да только не за трассами ездили мы в ЛеДезАльп.

Собственно фрирайд
Ля Грав в этот раз открыт не был. Был закрыт перевал все время, а в первую неделю и в самом Ля Граве были проблемы. Знакомые бордеры, даже заплатив за гида, так и не попали в ЛГ до 6 января, но уехали не сильно расстроенные, раскатав за неделю все открытые и тайные целинные склоны 2 Альпа.
Итак, в этот раз, в этом новом 2Альпе, мы совершенно по-новому открыли уже пройденные склоны, и разведали немного еще.
Все они видны, доступны, просматриваются с подъемников, понятны и вполне безопасны. Хотя в такие снегопады, конечно, лавинки кое-где сходили.
Пожалуй, единственным нашим упущением в этом году был прекрасный «большой кулуар» – спуск с Jandri до Фее (в нашей терминологии «Взрослый фрирайд»). Там по странному стечению погодных условий, сначала было маловато снега, а потом все сдуло. Камни в центре остались голыми, и никто туда не ходил.
А так, если сверху вниз по порядку:
   Верхушка.
Шикарное поле с бугеля ледника до Сигнала, широкое, ровное, крутое, длинное – раскатывай, не хочу. Но потом, от ветра, целина там забетонировалась. Даже поставили новые желтые палки опасности.
Теневая сторона Сигнала – не очень длинные, но разнообразные спуски. Покатать учебный фрирайд на одной пустой креселке.
Любимый склон, который носил у нас название «Детский» фрирайд. Если ехать по красным Jandri, а потом свернуть вправо, то уходишь в длинную глубокую ложбину с переменным рельефом, где всегда много снега…
Она, после нескольких приключений, приводит к синей Фее 1. «Детским фрирайдом» назвали маршрут, когда в дни «солнечного катания» прошлого года – увидели на нем группу совсем маленьких желтошлемных горнолыжников с инструктором.
Второй, часто используемый (с вариациями) фри-маршрут в зоне Фее, носил название, извините, «г-но».
Спуск веселый – сначала стеночка (ровный цирк), на которую вываливаешься с траверса на подъемник Сате («шла Саша по Сате»), рискуя подрезать доску.
- Только не кантуй, иди плоско! НЕ кантуй!
Потом пологая лыжня в глубоком заснеженном овраге (у бордеров могут возникнуть проблемы). Потом надо перелезть через сошедшую недавно лавинку. Еще один приятный спуск по целинному крутому склону и разогнаться! Главное разогнаться! А то не доедешь через заснеженное озеро к трассе Фее1, и будешь шлепать в глубокой целине…(последние 20 метров – проблемы даже у лыжников).
Название маршрут приобрел в прошлом году, благодаря Анечке. Когда Олег с Сашкой затащили ее на этот спуск, то:
 - Аня была наверху, и, возмущенно спускаясь на совсем не фрирайдных лыжах, не понимала, что все что она говорит, доносится и до низа, где ее ждали. Самым вежливым словом, которым она называла это спуск, было «Г-но»… пауза и снова «Г-но!!!»

Кстати, своих друзей, только-только поднявшихся на гору, в первый день, после ночного перелета и трансфера, мы сразу затащили на маршрут, «который Анечка нежно называла г-но». Настя легко спрыгнула со стенки, которую я проезжала траверсом до более полого места. Меня это поразило, пришлось ехать туда же. Вообще, они молодцы, добрались без капризов, но потом вежливо попросили «Может сначала по трассам?».

... зато теперь появились новые ученики и я иногда могла расслабиться )

Подъемник Сате (всегда пустой, кстати, даже реклама есть – «приезжайте в зону Фее на подъемнике Сате») позволяет спуститься по снежному склону обратно к креслам, либо уйти по траверсу и «под веревочки» налево. Первый вариант «назад» очень простой, учебный фрирайд, но склон солнечный, и целина становится быстро тяжелой и мокрой. А второй вариант несколько «незаконен», видимо из-за небольшого козырька, нависающего над стенкой, связывающий Сате и траверс к зоне Туит, очень понравился знакомым бордерам. Перескочив траверс, можно снова ехать вниз, по новой стенке.

Зона Туита, которая представляет собой ущелье с трассами, спускающимися с боков, вся полностью может быть использована для целинного катания после снегопада – съезжая с любой стороны легко попадаешь на подъемник. Никаких пешеходных маршрутов. Но уклоны там небольшие.

Есть симпатичные небольшие поля, если сходить с трасс Glacier в сторону Toura.

Нижняя часть между Valentine и Diablo (при удачном снежном покрове) – сплошное внетрассовое катание. Надо только на редкие заборчики не попасть, а так, разнообразие вариантов спусков поражает. При этом длина и перепад высот в полкилометра дает вполне приличное катание даже с нижних креселок.

А ведь есть еще Второй Альп!
Белая долина
В прошлый наш приезд я съездила в БД только для того, чтобы отметиться. Южные склоны растаяли, пушки немного поддерживали снег, но было мокро и скучно. А в этот раз долина была БЕЛОЙ! После нескольких ветреных дней ледниковая сторона стала жесткой, а в долине оставался пушистый снежок между трасс и елочек. И там мы очень даже неплохо покатались!
В какой-то момент я отдала свои новые лыжи Вове (хотелось поделиться удовольствием)
- Смотри, Вова тащится от твоих лыж

А сама взяла Вовины К2 с крепежом на 0,5 см больше моего (переставлять не стали) и с на 7ке (я себе уже ставила 9ку). Поэтому между трасс ехать не решилась, взяла фотоаппарат и аккуратненько так стала спускаться с красной довольно крутой трассы. Трасса была мягкая, разбитая. В самой середине пробита канава полуметра в ширину, уходящая за ступеньку в середине. Никак не могла понять, что это, пока не переехала ступеньку - на втором куске трассы происхождение канавы стало ясным. Дама выбрала самый оптимальный вариант спуска. Сняла лыжи, и взяв их в руки, быстро съезжала на попе, прокапывая ей канавку в склоне...

Фольксваген-сафари
- Меня зовут Мартин или Маартинш – русскоговорящий водитель латыш, сноубордист и мотогонщик, возил нас из Гренобля.
С ним договорились о возможности прокатиться в другие зоны.
Друзья очень уж хотели съездить посмотреть Ля Грав, о котором я с таким восторгом рассказывала после последней поездки. Собрались в результате не все. Осторожная дочка Вовы Анечка после проездок по детскому фрирайду предпочла остаться дома. Катается она, по мнению Олега, правильнее нас всех. Но видимо наша компания и выезд в неизвестные края не вызвали у нее энтузиазма. Так что мы загрузились в басик и по красивой дороге, вдоль реки, отправились в ЛГ.
По дороге Мартин развлекал нас рассказами про русо-туристо, жен которых ему приходилось возить за 400 км из альпийских курортов в Милан на распродажу, а оказалось, что скидки еще не начались…
 В Ля Гравской кассе никаких скидок нам не дали. Поскольку поездка была ознакомительной (планировали дальше отправиться в Альп де Юз) купили билет с несколько пугающим названием: «One way ticket» Все изменилось и тут. Верхний бугель был закрыт. Закапывал трещины ратрак.
А великолепный цирк оставался нетронутым... только слюнки текли...

Пофотографировались и отправились вниз.
Ничего страшного не было. Да и для ветеранов Чегета "трассовый" Ля Грав не представляет сложности. Все расслабились и катились прекрасно. Я изо всех сил выстраивала красивые сцены и виды камерой гоу-про, в которой, увы, не было карты памяти…Быстро добрались до леса.
 - И что дальше?
- А дальше этот долбанный лес на полчаса спуска!
…но это были прошлогодние воспоминаия о ледяных буграх с землей, камнями и палками в лесу. А в этот раз мягкие бугры, пушистый снежок – удовольствие да и только! Спуск был приятен, жаль уезжать, но думали, вернемся на следующий день – и будем целый день только там кататься.
Поставили галочку «Ля Грав» и загрузившись в бусик, по безумному серпантину Альп де Юза поднялись к следующей точке сафари-маршрута.

От давнего посещения Альп де Юэза у Олега остались не очень хорошие воспоминания. И рассказывал он всегда одними словами:

- ТРИ дня все было закрыто после снегопадов. Мы катались на одном бугеле и наблюдали, как спасатели катаются по паудеру на закрытых склонах и разбрасывают шашки и спускают маленькие лавинки. А потом, когда они ВСЕ раскатали – подъемники запустили

Еще одним его воспоминанием была «самая длинная черная трасса в Европе - Саренн" (или вторая полсе Белой долины).

- Там 16 километров и половину надо толкаться палками. Мы туда ни за что не поедем!

Конечно, после нескольких подъемников, мы оказались в том месте, откуда был единственный вариант спуска – 16 километров самой длинной трассы.
 В общем, в Альп де Юэзе разнообразие понравилось.
Даже за короткое время нашли несколько приятным спусков по не сильно раскатанной целине. Народу было немного, не так как ожидали. Все, конечно, не попробовали, но «посмотрели». Наверное, было неправильным решение совместить ознакомительный спуск в ЛГ и Альп де Юэз, но так вышло.

А вот следующий выезд за пределы 2альпа запланированный на самый «неправильный» день – 13 января, пятница, последний день заезда – не удался из-за смены планов нашего водителя. Может быть и к лучшему.

Апре-ски
Тут мы тоже освоили новое.
Во-первых в это раз сходили в бесплатный бассеин. Если бы в прошлый заезд, я знала, что он открытый! Плавать в теплом бассеине, практически пустом, и видеть розовеющее на закате небо, белые склоны и последних спускающихся по ним лыжников – очень приятно.
Во-вторых, немного нарушив принцип «на горе не есть», благодаря хорошей компании, мы попробовали настоящую французскую кухню. Фондю, раклеты, тартефлеты…Очень вкусные бифштексы в ресторане зоны Фее. Только надо заказывать welldone, даже они на наш вкус были не очень сильно прожарены, а middle и вовсе сыроваты, но свежее мясо есть свежее мясо. Самые лучшие (вкуснее, чем в Париже) мидии – в ресторанчике в Белой долине (там, где надпись «best hot wine in the alps”) . Глинтвейн там тоже ничего, но слишком сладкий. Это наверное, после гор, основное преимущество Франции перед Швейцарией, Италией, Австрией – великолепное вино и очень вкусная еда.
В-третьих, мы таки съездили на гондоле в Веноск,
чтобы «галочку» поставить. Погулять можно, особенно, если крепкие коленки – очень много лестниц и дорожек вверх-вниз.
Купили сувениров, чтобы поддержать местное население.

Поездка удалась!
Надеюсь мы еще вернемся сюда!!!

Категория: Поездки за снегом | Добавил: flurry (29.02.2012)